Понедельник, 22.10.2018, 04:29
Детский сад Мальвина

 Физическое развитие

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Портал Дети
ГОСУСЛУГИ
НОКО
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

                                             

     

    «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении»

            Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.

            Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.         Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.

    Цель : Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ.

    Задачи:

    • Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, ресурсное обеспечение

    • Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения

    • Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий педагогическим коллективом ДОУ

    • Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий

     Принципы:

    • Комплексность использования природных факторов, всех средств физического воспитания

    • Систематичность и последовательность

    • Индивидуально- диферинцированный подход

    Условия реализации  :

    • Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы

    • Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха

    • Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения

    • Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту

    • Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении

    • Реализация различных форм систематической работы с родителями

    Ожидаемые результаты: .

    • Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

    • Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;

    • Совершенствование навыков самостоятельности;

    • Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни

            Здоровьесберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

    Цель здоровьесберегающих технологий:

    1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровьесберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровьесберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

    2) Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

    Виды технологий:

    1) Медико-профилактические технологии.

    Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством  персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами .

    Компоненты:

    • мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

    • рациональное питание;

    • рациональный режим дня;

    • закаливание;

    • организация профилактических мероприятий в детском саду;

    • контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

    • здоровьесберегающая среда в ДОУ.

    Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:

    • оценка физического развития;

    • оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья) .

            Работа по физическому воспитанию детей должна опираться на показатели здоровья, уровня физической подготовленности, данные индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей. Достаточно полные сведения для комплексной оценки физического состояния ребенка могут быть получены при учете и анализе антропометрических и физиометрических данных, показателей физической подготовленности и работоспособности. Вся работа по физическому воспитанию должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей. В этих целях на каждого ребенка составляется индивидуальная карта здоровья, основанная на

    • Выписке из медицинской карты ребенка, выдаваемой участковым педиатром

    • Анкетированием родителей о состоянии здоровья детей и всех членов семьи

    • Анализе первичных навыков по основным видам движений

    В соответствии с индивидуальными картами по каждой возрастной группе составляется сводный «Журнал здоровья». Он позволяет педагогам   иметь четкую картину о состоянии всей группы и каждого ребенка в отдельности, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом физических возможностей ребенка.

    В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль. На основании анализа комплексных результатов наблюдений за детьми и повторной медицинской диагностики даются новые рекомендации педагогам и родителям по проведению следующего этапа физкультурно-оздоровительной работы.

            Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными физиологическими потребностями развивающегося организма ребенка. В нашем детском саду при организации питания соблюдаются все гигиенические требования к приготовлению, доставке и раздаче пищи. Регулярность питания и создание благоприятной обстановки во время приема пищи способствует выработке у ребенка положительного пищевого рефлекса, что обусловливает поддержание хорошего аппетита. Каждый прием пищи в детском саду используется как благоприятный момент для воспитания у дошкольников культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Важным моментом в организации питания детей можно считать дежурство детей, которые помогают взрослому накрыть стол, разложить столовые приборы, брать использованную посуду. Однако, особое внимание мы уделяем на то, чтобы у детей, помогающим взрослым, не нарушался режим дня, их деятельность была посильной и не сокращала времени прогулки или дневного сна.

    Основные принципы рационального питания:

    • Обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающих физиологическим потребностям детского организма

    • Соблюдение режима питания

    • Выполнение установленных правил технологии приготовленных блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов.

    В соответствии с этими принципами при организации питания должны соблюдаться следующие требования:

    -качество поставляемых продуктов

    -выполнение натуральных норм

    -технологии блюд

    -калорийность питания

    -выход и качество блюд

    -соответствие температуры подаваемых блюд

    -доведение норм питания до детей

    -своевременность приготовления и сроки реализации готового питания

    -количество пищевых отходов

    -культура организации питания.

    За все мероприятия, связанные с организацией питания детей, несет ответственность  повар, заведующий дошкольным образовательным учреждением, воспитатель, младший воспитатель.

    Физически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей, создает предпосылки для нормального протекания всех жизненно важных процессов в организме. Одна из главных условий правильного построения режима дня- обеспечение его соответствия возрастным психофизическим особенностям ребенка. Рациональный режим дня представляет собой оптимальное сочетание периодов бодрствования и сна в течении суток при реализации принципа рационального чередования разнообразных видов деятельности и активного отдыха в процессе бодрствования. Учебный план в ДОУ построен в соответствии с нормативными документами различного уровня (Федеральный закон от 26.05.2012г.№273-ФЗ «Об образовании а Российской Федерации» СанПиН от 15.05.2013 N 26
    "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

            Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). Для профилактики утомления детей сложные занятия сочетаются с физкультурными и музыкальными. В группе допускается проведение НООД как в первой, так и во второй половине дня. В  младших, старших и подготовительных подгруппах допускается проведение во вторую половину дня НООД образовательных областей «Физическое развитие»,  по художественно – эстетическому направлению.

    На основе учебного плана составляется расписание НООД на учебный год с учетом здоровьесберегающего режима:

    - соблюдение максимально допустимой недельной учебной нагрузки;

    - соблюдение длительности занятий;

    - соблюдение минимального перерыва между занятиями 10 минут;

    - чередование в расписании занятий по сложности с усложнением к середине недели;

    - чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня.

            Некоторые занятия   проводятся с детьми старшего возраста во второй половине дня, после дневного сна. Длительность этих занятий не более 25 – 30 минут. Общественно-полезный труд детей старших и подготовительных  подгрупп проводим в форме самообслуживания.

    Физкультурные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий:

    - в младшей подгруппе – 15 минут

     - в старшей подгруппе – 20 минут

    - в подготовительной подгруппе – 25 минут.

            Одно из трех физкультурных занятий для детей проводится на открытом воздухе. Занятия проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

            Режим дня  включает примерно одинаковые компоненты, однако в зависимости от возраста детей постепенно увеличивается длительность периода бодрствования, объем и интенсивность умственных и физических нагрузок, изменяется их содержание, форма организации, уменьшается длительность дневного сна.

    Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе.

    При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей физическому развитию детей, следует учитывать следующие факторы:

    • Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка

    • Особенности его эмоционально-личностного развития

    • Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности

    • Возрастные и поло-ролевые особенности

    • Любознательность, исследовательский опыт и творческие способности

            Социально-психологические особенности дошкольников предполагают стремление детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Для этого в каждой возрастной группе должны быть условия для подгрупповых и индивидуальных активных движений детей (физкультурные пособия, спортивные комплексы) В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право на свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментировании. Для этого можно использовать модули, маты, кегли и т. д.

    2) Физкультурно-оздоровительные технологии.

    Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

    • развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

    • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

    • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

    Компоненты:

    • двигательный режим дошкольников

    • оздоровительный режим дошкольников

    • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)

    • подвижные и спортивные игры

    • контрастная дорожка, тренажеры

    • утренняя гимнастика

    • физкультурные занятия

    • закаливание

    • спортивные развлечения, праздники

    • День здоровья

    • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

    Организация двигательного режима.

    Двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.

    Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе. К ней относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях. В детском саду также в двигательный режим введены такие виды нетрадиционных видов как оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, прогулки-походы.

    Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности. Физкультурные занятия проводятся разного вида: учебные, игровые, сюжетные, тренирующие. На физкультурных занятиях создаются ситуации для раскрытия ребенка, проявления его творческого потенциала.

    Кроме того, модель двигательного режима должна содержать самостоятельную двигательную активность детей и физкультурно-массовые мероприятия.

     

     

                                                                                                                                                  На главную.